Утвержден решением Общественного совета
при министерстве социального развития, опеки
и попечительства Иркутской области
от «___» ___________ 2013 года
(протокол №2 от ___ мая 2013 года)
ПОРЯДОК
независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания Иркутской области
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 286 «О формировании независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 487-р, национальных и региональных стандартов социального обслуживания.
2. Настоящий Порядок определяет единые подходы и методики оценки качества работы учреждений социального обслуживания Иркутской области (далее – учреждения социального обслуживания, учреждения) на основе:
· формирования единых требований к оценке качества работы учреждений социального обслуживания;
· учета мнений учреждений социального обслуживания, органа исполнительной власти, являющегося учредителем учреждений, общественного мнения о деятельности учреждений социального обслуживания и получателей социальных услуг.
3. Настоящий Порядок разработан на основе принципов:
· объективности;
· практической направленности;
· системности;
· достоверности;
· комплексности.
4. Настоящий Порядок предусматривает оценку деятельности процесса оказания социальных услуг населению и оценку результатов деятельности учреждения в целом.
5. Оценка качества работы учреждений социального обслуживания включает в себя:
· оценку качества управления учреждением;
· оценку качества финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
· оценку качества работы персонала учреждения;
· оценку эффективности деятельности учреждения;
· оценку результативности деятельности учреждения в соответствии с целями его создания.
2. Критерии оценки эффективности работы учреждений социального обслуживания
6. Настоящий Порядок разработан с целью совершенствования качества управления учреждениями социального обслуживания, в том числе в вопросах повышения качества социального обслуживания. В основу Порядка положена система показателей, всесторонне охватывающих ключевые аспекты деятельности учреждений социального обслуживания с точки зрения экономического и социального эффекта. Порядок учитывает как количественные, так и качественные показатели деятельности учреждений социального обслуживания.
7. Внедрение настоящего Порядка оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания позволяет:
· своевременно (на уровне процесса) выявлять негативные факторы, влияющие на качество социального обслуживания;
· выявлять причины низкого качества социального обслуживания;
· определять результативность деятельности учреждения в соответствии с целями его создания;
· принимать своевременные меры по повышению эффективности или по оптимизации деятельности учреждения.
Порядок устанавливает критерии эффективности работы учреждений по следующим параметрам:
· критерии экономического характера;
· критерии неэкономического характера.
8. К критериям экономического характера относятся:
· потребность в услугах;
· стоимость услуг;
· финансово-хозяйственная деятельность учреждения;
· экономический эффект от оказания социальных услуг на территории (для нестационарных учреждений);
· количество получателей социальных услуг на территории учреждения;
· рост средней заработной платы работников учреждений.
9. К критериям неэкономического характера относятся:
· доступность услуг;
· коммуникативная эффективность учреждения;
· качество социального обслуживания;
· оценка эффективности деятельности учреждения.
10. По каждому из критериев устанавливается группа индикаторов (показателей). По каждому из индикаторов определены ответственные исполнители, осуществляющие работу по оценке эффективности работы учреждений социального обслуживания (Приложение №1). Определение оценки по каждому показателю осуществляется ответственными исполнителями в соответствии с утвержденными методиками и с использованием разнообразных методов оценки эффективности:
· метод сравнения – сравнение данных отчетного периода с показателями работы за соответствующий период прошлого года;
· социологический метод – сбор первичной информации с помощью опроса;
· метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемых граждан – выявление уровня удовлетворения потребности граждан;
· мониторинговые исследования;
· параметрические методы -сравнение того, что положено гражданам при получении по стандартам, с тем, что фактически выполняется в процессе социального обслуживания;
· метод экспертной оценки – оценка работы учреждения общественными советами;
· метод оценки затрат – анализ соотношения фактической и плановой стоимости услуг;
· метод оценки факторов эффективности и неэффективности – систематизация факторов эффективности и факторы неэффективности.
11. Оценивание индикаторов (показателей) по каждому из критериев осуществляется по 10-балльной системе.
12. Показателем критерия потребности в услугах является обоснование потребности в оказании услуг учреждениями на территории, определяемой территориальными управлениями министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на основании социально-демографического паспорта территории (Приложение №2).
13. Показателем критерия стоимости услуг является соответствие фактической стоимости услуг учреждения, стоимости услуг в соответствии с государственным заданием, определяемой учреждением социального обслуживания на основе ежеквартального и годового отчета по выполнению государственного задания по форме ежегодно, утверждаемой министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
14. Показателем критерия финансово-хозяйственной деятельности учреждения является отсутствие нарушений финансово-хозяйственной деятельности учреждения при оказании услуг населению, определяемого балансовой комиссией министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, осуществляющей свою деятельность на основании Положения о балансовой комиссии (Приложение №3).
15. Показателем критерия экономического эффекта от оказания услуг на территории является обеспечение потребности обслуживаемых граждан на социальные услуги в нестационарных условиях, определяемого учреждениями социального обслуживания на основании ежеквартального мониторинга(Приложение №4).
16. Показателем критерия количества получателей социальных услуг на территории учреждения является доля охвата потребителей услуг от фактического числа граждан, нуждающихся в услугах, определяемого территориальным управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на основании ежеквартального мониторинга (Приложение №5).
17. Показателями критерия доступности услуг выступают открытость и доступность информации об учреждении, комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья, а также время ожидания в очереди при получении услуги. Все показатели определяются общественными советами, создающимися и осуществляющими свою деятельность на основании Положения об общественных советах (Приложение №6).
18. Показателями критерия коммуникативной эффективности учреждения являются квалификация персонала учреждений социального обслуживания, профессионализм персонала, а также доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в учреждении, определяемыми на основании мониторинга, проводимого в учреждении социального обслуживания. С целью получения объективной информации по данному критерию, определение оценки коммуникативной эффективности учреждения основывается на количественных показателях уровня квалификации и профессионализма работников учреждений социального обслуживания и на основе опроса обслуживаемых граждан о степени удовлетворенности качеством социального обслуживания (Приложение №7).
19. Показателем качества социального обслуживания является соответствие качества предоставляемых услуг государственному стандарту, определяемому на основе системы контроля качества учреждений социального обслуживания, сформированной в каждом учреждении на основе внутренних локальных актов учреждения (Примерное положение об организации внутреннего контроля качества учреждений социального обслуживания - Приложение №8).
20. Показателями оценки эффективности деятельности учреждений являются: основная деятельность учреждения, финансово-экономическая деятельность учреждения и работа с кадрами, определяемыми на основании распоряжения министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 12 февраля 2013 года № 29-мр «Об утверждении Системы оценки эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания Иркутской области» (Приложение №9).
3. Алгоритм проведения оценки качества работы учреждений социального обслуживания
21. В течение года ответственные исполнители формирования оценки по критерию проводят оценку работы учреждения на основании утвержденного Порядка.
22. Все исполнители направляют результаты средней оценки эффективности деятельности учреждения по своим направлениям в общественный совет 1 раз в год.
23. Расчет сводной независимой оценки эффективности работы учреждений социального обслуживания осуществляется по формуле:
F= (F1+ F2+ F3+ F4+ F5+ F6+ F7+ F8+ F9+ F10):N,
где:
· F – это средняя оценка эффективности по критерию (F7 и F8 состоят из 3-х индикаторов, максимальная сумма по данному критерию составляет 30 баллов);
· N – общее количество индикаторов (полное количество индикаторов – 14);
· максимальное количество баллов по индикатору – 10;
· в случае отсутствия критерия или индикатора у учреждения социального обслуживания количество показателей для расчета сводной оценки уменьшается.
24. Сводная независимая оценка деятельности учреждений социального обслуживания формируется по форме, утвержденной настоящим Порядком(Приложение №10).
25. На основании сводной независимой оценки эффективности работы учреждений формируется рейтинг учреждений.
26. Рейтинг учреждений социального обслуживания формируется по трем группам:
· 1 группа – учреждения социального обслуживания высокой эффективности (от 10 до 7,5 баллов);
· 2 группа – учреждения социального обслуживания, работающие в режиме функционирования (от 7,5 до 5 баллов) – общественный совет вносит предложения по повышению эффективности деятельности учреждения социального обслуживания;
· 3 группа – учреждения социального обслуживания, нуждающиеся в оптимизации (менее 5 баллов) – общественный совет вносит предложения об оптимизации деятельности учреждения.
27. На основании рейтинга общественный совет направляет в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области:
· информацию о результатах оценки качества работы учреждений;
28. предложения об улучшении качества работы, а также об организации доступа к информации, необходимой для лиц, обратившихся за предоставлением услуг.
29. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области:
· направляет учреждениям предложения об улучшении качества их работы, подготовленные с учетом изучения результатов оценки качества работы учреждений и рейтингов их деятельности, а также предложений общественных советов;
· учитывает информацию о выполнении разработанных учреждениями планов мероприятий по улучшению качества работы при оценке эффективности работы их руководителей.
30. Учреждения социального обслуживания:
· разрабатывают на основе предложений план об улучшении качества работы и утверждают его по согласованию с министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
· размещают планы мероприятий по улучшению качества работы на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии сайтов), либо на сайте министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и обеспечивают их выполнение.
Приложение №1
Критерии независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания Иркутской области
№ |
Наименование критерия эффективности работы организации |
Индикаторы (показатели) критерия |
Документы, регулирующие Порядок определения индикаторов |
Исполнитель определения индикаторов |
10-балльная оценка индикатора |
Критерии экономического характера |
|||||
1 |
Потребность в услугах (F1) |
Обоснованиепотребности в оказании услуг учреждениями на территории |
Социально-демографический паспорт территории |
Территориальные управления министерства социального развития |
10 – потребность высокая 5 – потребность составляет 100% получателей 1– потребность на территории отсутствует |
2 |
Стоимость услуг (F2) |
Соответствие фактической стоимости услуг учреждения стоимости услуг, определенной государственным заданием |
Отчет по выполнению государственного задания учреждениями |
Учреждения социального обслуживания |
10 – фактическая стоимость ниже 5 – фактическая стоимость равна 1 – фактическая стоимость выше |
3 |
Финансово-хозяйственная деятельность учреждения (F3) |
Отсутствие нарушений ФХД учреждения при оказании услуг населению |
Положение о балансовой комиссии министерства |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
10 – нарушения ФХД отсутствуют 5 – имеются незначительные нарушения ФХД 1 – имеются значительные нарушения ФХД |
4 |
Экономический эффект от оказания услуг на территории (F4) |
Обеспечение потребности обслуживаемых граждан на социальные услуги в нестационарных условиях |
Мониторинг (порядок проведения мониторинга) |
Учреждения социального обслуживания |
10 – количество обслуживаемых граждан, переведенных на стационарное обслуживание – 0% 5 – количество обслуживаемых граждан, переведенных на стационарное социальное обслуживание составляет 5% 1 – количество обслуживаемых граждан, переведенных на стационарное социальное обслуживание составляет 20% |
5 |
Количество получателей социальных услуг на территории учреждения (F5) |
Доля охвата потребителей услуг от фактического числа граждан, нуждающихся в услуге |
Мониторинг оказания социальных услуг населению (порядок проведения мониторинга) |
Территориальные управления |
10 – доля охвата граждан составляет от 80 до 100% 5 – доля охвата граждан составляет от 60 до 79% 1 – доля охвата граждан составляет ниже 59% |
6 |
Рост средней заработной платы работников учреждений (F6) |
Соблюдение соотношения средней заработной платы работников учреждения к средней заработной плате в регионе |
План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) в Иркутской области» |
Учреждения социального обслуживания |
10 – соотношение превышает 100% 5 – соотношение соблюдается на 100% 1 – соотношение ниже 100% |
Критерии неэкономического характера |
|||||
7 |
Доступность услуг (F7) |
1. Открытость и доступность информации об учреждении 2. Комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья 3. Время ожидания в очереди приполучении услуг |
Положение о деятельности общественных советов учреждений социального обслуживания |
Общественные советы на территории учреждения, состоящие из представителей получателей услуг, общественных организаций |
Оценивается каждый индикатор: 1) 10 – информация полная, в доступных местах с использованием ресурсов СМИ, доводится до получателей услуг 5 – информация имеется в учреждении и территориальном управлении 1 – информация несвоевременно и не в полном объеме доводится до получателей услуг 2) 10 – соответствует стандарту социального обслуживания в полном объеме 5 – имеются незначительные отклонения от стандарта социального обслуживания 1 – индикатор не соответствует стандарту социального обслуживания 3) 10 – ожидание в очереди менее установленного срока (3 месяца) 5 – ожидание в очереди соответствует установленному сроку 1 – ожидание в очереди дольше установленного срока |
8 |
Коммуникативная эффективность учреждения (F8) |
1. Квалификация персонала (базовое образование) 2. Профессионализм персонала (повышение квалификации, опыт работы) 3. Доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания |
Мониторинг оценки качества оказания услуг специалистами учреждений |
Учреждения социального обслуживания |
Оценивается каждый индикатор: 1) 10 – от 80 до 100% имеют базовое образование по специальности 5 – от 60 до 79% имеют базовое образование по специальности 1 – ниже 60% имеют базовое образование по специальности 2) 10 – от 80 до 100% прошли курсовую подготовку 5 – от 60 до 79% прошли курсовую подготовку 1 – ниже 60% прошли курсовую подготовку 3) 10 – от 80 до 100% удовлетворены обслуживанием 5 – от 60 до 79% удовлетворены обслуживанием 1 – ниже 60% удовлетворены обслуживанием |
9 |
Качество социального обслуживания (F9) |
Соответствие качества предоставляемых услуг государственному стандарту |
Результаты внутренней оценки контроля качества социального обслуживания |
Учреждения социального обслуживания |
10 – высокое качество социального обслуживания 5 – имеются незначительные отклонения по одному из критериев 1 – имеются значительные отклонения по всем критериям |
10 |
Оценка эффективности деятельности учреждения (F10) |
1. Основная деятельность учреждения 2. Финансово-экономическая деятельность учреждения 3. Работа с кадрами |
Методика оценки эффективности деятельности учреждения |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
10 – 100 баллов по методике 5 – 75 баллов по методике 1 – 50 баллов по методике |
Приложение №2
Социально-демографический паспорт территории
Наименование территории: _______________________________________________________________________________________________
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
---|---|---|---|---|---|
Общие |
|||||
1 |
Площадь территории |
тыс. кв. км |
|||
2 |
Плотность населения |
тыс. человек на кв. км |
|||
Основные демографические показатели |
|||||
3 |
Постоянное население |
тыс. человек |
|||
в том числе: |
|||||
городское |
тыс. человек |
||||
процентов |
|||||
сельское |
тыс. человек |
||||
процентов |
|||||
младше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
||||
процентов |
|||||
трудоспособного возраста |
тыс. человек |
||||
процентов |
|||||
старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
||||
процентов |
|||||
В сфере семейной политики |
|||||
4 |
Многодетных семей (от 3 и более детей) |
семей |
|||
в них детей – всего, в том числе: |
человек |
||||
до 6 лет |
человек |
||||
от 6 до 18 лет |
человек |
||||
5 |
Семей с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет |
семей |
|||
в них детей-инвалидов в возрасте до 18 лет |
человек |
||||
6 |
Опекунских семей |
семей |
|||
7 |
в них детей |
человек |
|||
детей, переданных под опеку за прошедший год, – всего |
человек |
||||
в том числе круглых сирот |
человек |
||||
8 |
Детей одиноких матерей |
человек |
|||
9 |
Семей с разыскиваемыми родителями |
семей |
|||
в них детей |
человек |
||||
10 |
Приемных семей (в том числе семейных детских домов) |
семей |
|||
в них детей |
человек |
||||
в том числе детей, переданных в приемные семьи в прошедшем году |
человек |
||||
11 |
Семей, находящихся в социально опасном положении |
семей |
|||
в них детей |
человек |
||||
12 |
Открыто семейных воспитательных групп |
единиц |
|||
в них передано детей |
человек |
||||
в том числе в прошедшем году |
человек |
||||
13 |
Выявлено безнадзорных детей |
человек |
|||
14 |
Выявлено беспризорных детей |
человек |
|||
В сфере социальной защиты населения |
|||||
15 |
Пенсионеры – всего |
человек |
|||
из них: |
процентов к постоянному населению |
||||
работающих пенсионеров |
человек |
||||
процентов к общей |
|||||
16 |
Инвалиды – всего из них: |
человек |
|||
процентов к постоянному населению |
|||||
инвалидов 1 группы |
человек |
||||
процентов к общей |
|||||
инвалидов 2 группы |
человек |
||||
процентов к общей |
|||||
инвалидов 3 группы |
человек |
||||
процентов к общей |
|||||
детей-инвалидов в возрасте до 18 лет |
человек |
--> Вверх |